Томская молодёжь: патриотичная, прагматичная, критичная

16 августа 2023 15.08

Томская молодёжь: патриотичная, прагматичная, критичная

Кафедра социологии ТГУ ежегодно проводит социологическое исследование «Социальная активность, гражданственность и патриотизм в молодёжной среде Томской области». 2022 год не стал исключением. Всего в ходе исследования было опрошено 1200 человек из всех 20 муниципальных образований Томской области.

По результатам этой работы региональный профильный департамент подготовил доклад «О положении молодёжи и реализации основных направлений молодёжной политики в Томской области в 2022 году», который стал достоянием общественности. Далее мы публикует основные тезисы и выводы исследования, которые касаются нового поколения.

 

Статистика и основные тенденции

Численность населения Томской области по состоянию на начало 2022 года составляла 1 068 300 человек, из них молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет – 318 181 человек, что составляет 29,8 % от населения региона. При этом численность молодёжи, проживающей в г. Томске, составляет 200 544 человека, это 63% от всей молодёжи Томской области.

Специфика Томской области заключается в том, что Томск является центром образования и науки, привлекающим большое количество иногородних студентов, что отражается на самых разных сферах жизни.

Результаты предыдущих социологических исследований, выполненных кафедрой социологии Национального исследовательского Томского государственного университета для департамента по молодёжной политике, физической культуре и спорту администрации Томской области демонстрируют наличие определённых тенденций, влияющих на содержание социальной активности, уровня гражданственности и патриотизма молодёжи региона.

Во-первых, было выявлено, что молодёжь не является абсолютно пассивной с точки зрения социальной и гражданской активности частью общества. Так, около половины молодых людей регулярно участвуют в выборах, интересуются политическими сюжетами в СМИ.

Во-вторых, многие из молодых людей не удовлетворены сложившейся ситуацией и оценивают степень своего участия в общественно-политической жизни как «плохую». Это означает, что значительная часть молодёжи желает принимать более активное участие в общественно-политической жизни общества.

Однако молодёжь не видит реальных массовых механизмов включения в общественно политическую жизнь страны, совмещения собственных интересов и интересов города, страны.

 

Патриотизм в представлениях молодого поколения

В качестве социальной практики, отражающей патриотические установки, можно рассмотреть чувство гордости за свою страну. Так, по данным Фонда общественного мнения (всероссийский опрос, 3 сентября 2020 г.), 85% россиян считают себя патриотами, при этом рост данного показателя по сравнению с 2020 годом составил 24%. По мнению респондентов, патриот должен любить природу своей страны, не должен избегать службы в армии и уезжать жить и работать за границу, а также должен знать историю своей страны.

Среди молодёжи Томской области чувство гордости за Россию испытывает 64% респондентов. 17% исследуемой аудитории с полной уверенностью говорят о его отсутствии. Еще 19% затруднились с ответом, что свидетельствует о наличии смешанных чувств в отношении своей страны. Отметим, что по сравнению с результатами опросов в 2016-2021 гг. количество респондентов, чувствующих гордость за свою страну, значимо увеличилось, что может быть обусловлено патриотической консолидацией после начала СВО на Украине и усилением работы по патриотическому воспитанию молодёжи в регионе.

Истинный патриотизм, с точки зрения молодых людей в Томской области, выражается, прежде всего, через уважение к традициям (52%). В качестве второго аспекта проявления патриотизма респонденты отмечают укрепление семьи и воспитание детей (33%), а также празднование исторических событий и юбилеев (33%). Кроме того, большую роль в проявлении истинного патриотизма респонденты отводят службе в армии. Таким образом, наиболее значимыми функциями патриотизма представляется идеологическая, мировоззренческая и семейная.

 

Удовлетворенность жизнью: проблемы и перспективы

Важным содержательным блоком в описании установок и ценностей является удовлетворенность молодёжи различными сторонами своей жизни, а также оценка своих возможностей по улучшению жизни. В целом, доля респондентов, оптимистично оценивающих изменения в жизни молодёжи Томского региона за последние 4 года, выше (44%), чем доля «пессимистов» (17%). Меньше половины опрошенных придерживается нейтральных оценок (39%).

Указанные оценки значительно отличаются в зависимости от возраста респондентов и почти не отличаются в зависимости от их пола. Но стоит отметить, что мужчины, все же, дают более «пессимистичные» оценки, чем женщины (изменения в худшую сторону отметили 19% мужчин и 14% женщин).

К оптимистичным оценкам характера изменений жизни молодёжи в большей степени склонны группы респондентов 14-17 лет и 18-25 лет. Старшая возрастная группы (26-35 лет) придерживается нейтральных оценок.

 

Возможности и условия для развития и самореализации

В ходе исследования респондентам был задан вопрос «Можете ли Вы лично внести свой вклад в улучшение жизни молодёжи нашего региона?». Доля уверенных в такой возможности составляет 42%. Доля тех, кто ответил «нет», – 24%. Это позволяет говорить о небольшой отрицательной динамике по сравнению с результатами исследования в 2021 г. (доля респондентов, считающих, что не может внести вклад, составляла 23%. доля респондентов, считающих, что может внести вклад, составляла 39%) за счет небольшого роста числа респондентов, ответивших «нет».

В качестве необходимых ресурсов для внесения вклада в улучшение жизни молодёжи респонденты, в первую очередь, обозначили финансовую поддержку (56%). Достаточно значимыми в представлениях молодёжи являются и другие ресурсы, в частности: наличие идей, проектов (48%), наличие команды единомышленников (46%).

 

Миграционные намерения, их причины

В современной ситуации регионы активно конкурируют за человеческий капитал. Способность привлекать и удерживать перспективную и талантливую молодёжь является маркером успешности региона в этой конкурентной борьбе. Для Томска, являющегося образовательным центром, притягивающим большое количество иногородних и иностранных студентов, изучение жизненных планов молодёжи с точки зрения миграционных перспектив является особенно актуальным. Поэтому, одной из задач исследования выступило выявление миграционных намерений молодёжи.

Мнения опрошенных с точки зрения миграционных планов распределились следующим образом: 66% переезжать в другой населенный пункт из своего не планируют, 26% – планируют.

Среди молодёжи, прожившей в Томском регионе до 6 лет включительно, намерение переехать выразили 38% опрошенных. Часто – это студенты, приехавшие в Томск получать образование, которые в дальнейшем либо возвращаются в населенный пункт, где проживали до поступления, либо, в силу неукоренённости в Томске, уезжают в более крупные города с целью продолжения образования или планирования карьеры.

Кросс-табуляционный анализ показал, что помимо длительности проживания на миграционные намерения оказывают влияние также возраст, семейное положение, род занятий, источники дохода и место проживания респондентов, образование и наличие детей. Намерение переехать в большей степени декларирует молодёжь младшей и средней возрастной категории.

За всё время проведения исследования, пик миграционных настроений приходился на 2014 и 2018 годы. Необходимо отметить, что рост миграционных настроений не является спецификой Томского региона, а отражает общероссийскую ситуацию. Согласно данным социологического исследовательского, в сентябре 2019 года более половины опрошенных (53%) в возрасте 18-24 выразили желание переехать за границу на постоянное место жительства.

Анализ причин миграционных намерений показывает доминирование карьерного фактора в качестве основной причины переезда. Результаты показывают, что наиболее распространённой причиной для переезда является отсутствие карьерных перспектив (47%). Также отсутствие привлекательных мест для проведения свободного времени способствует желанию молодёжи сменить место жительства, так 38% респондентов отмечают данную причину своей миграции. Особенно актуальным это является для жителей Томска, Северска и Восточных районов.

Отметим, что 15% респондентов назвали другие причины миграции, не обозначенные в закрытом списке вариантов ответа в анкете. В качестве таких причин молодые люди называли обучение, относительно узкий круг возможностей для самореализации, низкий уровень жизни, плохой климат, желание перемен в своей жизни, возможность получать большую заработную плату, а также вынужденные причины.

Приоритетными направлениями желаемой миграции являются столичные города и ближайший от Томска мегаполис: Санкт-Петербург (13%), Москва (12%) и Новосибирск (10%). За рубеж планируют переехать 8% респондентов. Необходимо отметить, что 21% респондентов, декларирующих намерение уехать из Томской области, не смогли обозначить конкретное направление миграции.

 

Выводы: установки и ценности молодёжи Томской области

Доминирующие ценности молодёжи позволяют характеризовать её как группу населения, стремящуюся к собственному благополучию в личной, приватной сфере жизни, концентрирующую ценностные ориентиры в малом коммуникативном круге. Ценности, формирующие гражданственность и патриотизм молодёжи, занимают периферийные позиции. Наиболее значимой функцией патриотизма для молодёжи представляется идеологическая, мировоззренческая. Для большинства быть патриотом – значит чтить традиции и заботиться о своей семье. Менее значимыми проявлениями истинного патриотизма молодёжь считает формы, требующие гражданской активности, однако роль данных проявлений выросла в сравнении с предыдущими годами.

Исследование зафиксировало различение сельской и городской молодёжи по ценностным основаниям и отношению к государству. Для городской молодёжи (томичи) характерны замкнутость на себе и своём малом коммуникативном круге и повышенная критичность по отношению к государству. Сельская молодёжь демонстрирует большую значимость коллективистских и патриотических ценностей, гордость за страну. Это свидетельствует о дефиците общественного интереса (осознание необходимости совместных усилий по поддержанию стабильности и обеспечению развития общества) среди городской молодёжи.

Повторим, Томский регион привлекателен для молодёжи, в основном, с точки зрения получения образования. Другие условия жизни не способствуют закреплению молодых людей в городе и области, что приводит к росту миграционной активности.

Дискуссионным в кругу молодого поколения является вопрос о возможностях внесения своего собственного вклада в улучшение жизни молодёжи Томского региона, что свидетельствует об одновременном функционировании как каналов, так и барьеров для общественно-политического участия молодёжи. Самым значимым ресурсом для увеличения таких возможностей молодые люди считают финансовую поддержку.

Сравнение результатов 2018-2022 гг. показывает положительную динамику оценок за последние 4 года относительно возможностей для развития и самореализации.

Наибольший уровень миграционных настроений характерен не только для приезжей учащейся молодёжи, но и для молодых людей, имеющих собственное дело. Также молодые люди, не состоящие в браке в большей степени склонны к переезду. Приоритетными направлениями желаемой миграции являются столичные города РФ и ближайший к Томску мегаполис, а также зарубежные страны.

Для молодёжи региона продолжает оставаться актуальной ситуация общественно-политического абсентеизма, который порождает феномен «замыкания» молодёжи внутри своей личной жизни и собственного малого коммуникативного круга. Существующий массовый механизм включения молодёжи в общественно-политическую жизнь – выборы – не удовлетворяет значительную часть молодёжи по причине своей «формальности» и «безальтернативности».

В качестве наиболее распространенной формы социальной активности молодёжи по-прежнему выступает «рекреационная» – участие в праздничных и физкультурно-спортивных мероприятиях и организациях. Второй по распространенности является «образовательная» и «созидательно-альтруистичная» форма социальной активности молодёжи, проявляющаяся в её благотворительной и волонтёрской деятельности. Наименее распространена «политизированная» форма социальной активности, подразумевающая участие в политических митингах, членство в партиях и активную публицистическую деятельность в Интернете.

Из организационных форм гражданской активности наиболее распространено членство в волонтерских (добровольческих) организациях, творческих коллективах, молодёжных движениях, а также в профсоюзах и спортивных и военно-патриотических клубах. Современные молодёжные организации привлекают молодёжь возможностью общения, «тусовки», а также как пространство для роста собственного образовательного потенциала (получение новых знаний, навыков, опыта).

В отношении политической активности можно зафиксировать тенденцию снижения политизации молодёжи, проявляющуюся в снижении интереса к политическим событиям и участию в выборах. При этом, среди самой молодёжи распространено представление о том, что тенденция политизации носит в большей степени не лояльный, а протестный характер. Доля молодёжи, поддерживающих публичную протестную активность, составляет 34%. Это молодые люди в возрасте 26-35 лет с высшим образованием, проживающие в Томске, имеющие доходы выше 20 тысяч рублей.

Динамика представлений о гражданственности и патриотизме демонстрирует происходивший в период с 2012 по 2021 годы тренд прагматизации молодёжи. Прагматизация заключается в том, что главным условием включения в какую-либо деятельность становится её интересность и полезность для самого человека. Тренд прагматизации проявляется в девальвации ценности патриотизма и востребованности патриотического воспитания среди самой молодежи.

Отмечается, что молодёжь региона предпочитает Интернет-каналы информирования о мероприятиях, проводимых в сфере молодёжной политики. Главным востребованным каналом информирования продолжает оставаться социальная сеть «ВКонтакте». Среди молодёжи региона также актуально информирование посредством телеграм-каналов и путём использования каналов межличностной коммуникации.

 

Пресс-служба Томского обкома КПРФ

 

 

16 августа 2023 15.08